Для добровольного прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя потребуются следующие документы:
- заявление на закрытие ИП;
- квитанция об уплате госпошлины в размере 160 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса "Уплата госпошлины" на сайте ФНС России (там же можно и оплатить в режиме онлайн);
- документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и частью 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
Порядок подачи документов
Документы могут быть поданы в налоговую инспекцию любым удобным для предпринимателя способом:
- лично;
- через представителя по доверенности;
- по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
- в электронном виде с помощью сервиса "Подача электронных документов на государственную регистрацию". В случае направления документов в электронном виде необходимо наличие электронной цифровой подписи заявителя.
Ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган.
Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.
Если гражданин составляет заявление на бумажном носителе, то бланк заявления заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Кроме того, заявление может быть заполнено и распечатано с помощью компьютерной техники.
В тех разделах или пунктах заявления, которые предприниматель не заполняет, нужно поставить прочерк. Подписывается заявление самим заявителем в присутствии нотариуса, так как верность подписи должна быть нотариально засвидетельствована, либо работника налогового органа, в который представляется документ, в случае, если документы предприниматель представляет лично.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инспекция принимает документы и выдает (направляет) расписку в их получении.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Сроки рассмотрения
В течение шести рабочих дней с момента получения всех необходимых документов регистрирующий орган выдаст предпринимателю документ о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей иных сведений об индивидуальном предпринимателе (в том числе о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) и о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в том числе о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства) - форма N Р60009 "Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 2 к Приказу ФНС России от 12 сентября 2016 г. N ММВ-7-14/481@.
Регистрирующий орган направит сведения из ЕГРИП в налоговые органы по месту жительства предпринимателя, во внебюджетные фонды и органы статистики. На основании этих сведений предпринимателя снимут с учета в указанных органах.
Причины отказа
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае:
- непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов, за исключением случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- непредставления сведений персонифицированного учета в территориальный орган Пенсионного фонда;
- несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов.
Здесь важно помнить о том, что даже после того, как гражданин прекратил заниматься предпринимательской деятельностью, ИНН, присвоенный при регистрации, у него сохраняется.
Если предприниматель прекращает свою деятельность, ему больше не нужен и расчетный счет. Поэтому ему необходимо обратиться в банк с заявлением о закрытии расчетного счета. Заявление составляется в произвольной форме. На основании этого заявления банк расторгает договор банковского счета.