Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ: актуальные требования и изменения

Реестр договоров — один из ключевых элементов контроля закупок по Закону № 223-ФЗ. Он формируется заказчиками в ЕИС и содержит сведения о заключении, исполнении, изменении и расторжении договоров. Порядок ведения реестра регулярно уточняется, поэтому при работе с ним важно учитывать как действующие нормы, так и изменения с отложенным применением.

Нормативная база

Основные требования установлены:

  • статьёй 4.1 Закона № 223-ФЗ;

  • Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 (Правила ведения реестра договоров);

  • Приказом Минфина России от 29.12.2014 № 173н (Порядок формирования сведений).

Дополнительно применяются разъяснения Минфина и специальные федеральные законы, вводившие временные и постоянные исключения.


Изменения с отложенным применением (с 1 января 2026 года)

С 2026 года вступают в силу существенные корректировки состава информации, включаемой в реестр договоров.

Когда не требуется указывать реестровые номера

Минфин разъяснил, что при закупке программного обеспечения или отдельных товаров не нужно указывать номера записей из отраслевых реестров (российского и евразийского ПО, промышленной продукции), если сведения о конкретном товаре или ПО в этих реестрах отсутствуют.
Аналогичное правило действует и в ряде специальных случаев, прямо указанных в Постановлении № 1875.

Расширение состава сведений

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 предусмотрено включение в реестр, в частности:

  • номеров записей из реестров российского или евразийского ПО — если в закупке был установлен запрет на иностранное ПО;

  • номеров записей из реестров российской и евразийской промышленной продукции, а также суммарного количества баллов за локализацию производства — при закупке товаров из утверждённых перечней и установлении запретов или ограничений на иностранную продукцию.


Изменения, действующие с 2023 года

С апреля 2023 года реестр договоров был дополнен сведениями, связанными с обеспечением исполнения договоров, заключённых по результатам конкурентных закупок в электронной форме среди СМСП.

В реестр включаются:

  • способ и размер обеспечения исполнения договора;

  • номер записи в реестре независимых гарантий — если предоставлена такая гарантия;

  • сведения о прекращении обязательств по независимой гарантии и дата их прекращения;

  • информация о сумме, истребованной заказчиком у гаранта, и подтверждающие документы.

При этом сведения о закупках, проводимых в случаях, указанных в ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, не размещаются в открытом доступе ЕИС, хотя и учитываются в самом реестре.


Исключения и временные ограничения (2022 год)

В 2022 году были введены специальные правила для отдельных заказчиков. Организации, подпадавшие под действие Постановления Правительства РФ № 301, временно:

  • не размещали сведения о новых договорах;

  • не вносили данные об исполнении, изменении и расторжении договоров, сведения о которых были опубликованы ранее.

Также уточнено, что если договор исполняется более одного календарного года, в реестре необходимо указывать объёмы оплаты по каждому году исполнения.


Финансирование, субсидии и самозанятые

Порядок формирования сведений был приведён в соответствие с бюджетным законодательством. Для договоров, финансируемых за счёт субсидий (в том числе в рамках нацпроектов), указываются:

  • код целевой статьи расходов;

  • код вида расходов;

  • объём финансового обеспечения по каждому товару, работе или услуге.

Отдельно закреплено, что требования Приказа № 173н применяются и к физическим лицам, использующим налоговый режим «Налог на профессиональный доход».


Цена единицы и страна происхождения товара

С 2021 года в реестр договоров обязательно включается информация:

  • о цене единицы товара, работы или услуги;

  • о стране происхождения товара по ОКСМ, в том числе если товар поставляется при выполнении работ или оказании услуг.

Для строительных договоров такие сведения указываются, если поставляемый товар принимается заказчиком к бухгалтерскому учёту как отдельный объект основных средств.


Пороговые значения и договоры с единственным поставщиком

Прямо установлено, что сведения о договорах с единственным поставщиком подлежат включению в реестр, если их стоимость превышает:

  • 100 000 рублей — для большинства заказчиков;

  • 500 000 рублей — если выручка заказчика за предыдущий финансовый год превысила 5 млрд рублей.

Аналогичные пороги применяются и в случае увеличения цены договора вследствие внесённых изменений.


Закупки и сведения, не подлежащие размещению

Законодательством определён перечень закупок, информация о которых может не размещаться в ЕИС и, соответственно, в реестре договоров. К ним относятся, в частности, договоры:

  • на банковские, кредитные и депозитные услуги;

  • на доверительное управление имуществом и денежными средствами;

  • на брокерское и депозитарное обслуживание;

  • связанные с переходом прав на недвижимость;

  • осуществляемые в рамках гособоронзаказа и обеспечения безопасности РФ.

Кроме того, Правительство РФ вправе определить дополнительные категории товаров, работ и услуг, сведения о которых не подлежат публичному размещению.


Практический вывод для заказчиков

При работе с реестром договоров по Закону № 223-ФЗ заказчику необходимо:

  1. Проверять актуальную редакцию Правил № 1132 и Приказа № 173н.

  2. Учитывать временные исключения и специальные режимы.

  3. Отслеживать изменения с отложенным применением, особенно связанные с импортозамещением и реестрами продукции.

  4. Корректно формировать сведения об обеспечении исполнения договоров и финансировании.

Системный подход к заполнению реестра позволяет снизить риск нарушений и претензий со стороны контрольных органов.