Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении выступает процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, ввиду того что в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Основные требования, которые предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении: требования к его составлению, содержанию с указанием обязательных сведений, информация о разъяснении прав, а также к срокам его оформления и направления.

Требования к составлению протокола

К составлению протокола предъявляются следующие требования:

  1. Протокол может составлять только уполномоченное должностное лицо. Перечень уполномоченных лиц приводится в ст. 28.3 КоАП РФ, в зависемости от совершенного правонарушения;
  2. За каждое правонарушение должен составляться только один протокол. Данное правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому за одно и то же правонарушение нельзя нести административную ответственность дважды;
  3. Протокол должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он может не составляться (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:

  • Если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ);
  • Когда физическому лицу за совершение правонарушения назначается наказание (предупреждение или штраф) на месте совершения правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ);
  • Когда выявлено нарушение с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения, которое предусмотрено КоАП РФ, или в области благоустройства территории, которое установлено законом субъекта РФ;
  • За нарушение в области применения ККТ (за ее неприменение, применение техники, не соответствующей установленным требованиям, невыдачу кассового чека).

Требования к содержанию протокола

Протокол должен содержать следующие обязательные сведения:

  • дата и место его составления;
  • фамилия и инициалы  ответственного лица, составившего протокол, и его должность;
  • сведения о правонарушителе;
  • Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • реквизиты статьи КОАП РФ или закона субъекта РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение;
  • объяснение физического лица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело.

Сведения о правонарушении в протоколе должны быть конкретизированы. Все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, должны быть выявлены и отражены в протоколе.

Дополнительные сведения:

  • сведения, которые необходимые для разрешения дела;
  • сведения о разъяснении нарушителю и иным лицам, участвующим в деле их  прав и обязанностей;
  • подписи уполномоченного должностного лица, составившего протокол, и правонарушителя;
  • замечания лица, которое привлекли к ответственности, по содержанию протокола, если таковые у него имеются.

Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными. Признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным можно при наличии в нем существенных недостатков.

Требования к сроку составления протокола

Протокол об административном правонарушении составляется в следующие сроки:

  • сразу после выявления административного правонарушения;
  • в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела или данных о правонарушителе;
  • по окончании административного расследования, в случае его проведения. Расследование проводится в течение одного месяца, в исключительных случаях может быть продлено/

Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола.

Единая форма протокола об административном правонарушении не утверждена. Органы исполнительной власти для работы разрабатывают собственные формы.

Тэги: