Протокол об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении выступает процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, ввиду того что в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Основные требования, которые предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении: требования к его составлению, содержанию с указанием обязательных сведений, информация о разъяснении прав, а также к срокам его оформления и направления.
Требования к составлению протокола
К составлению протокола предъявляются следующие требования:
- Протокол может составлять только уполномоченное должностное лицо. Перечень уполномоченных лиц приводится в ст. 28.3 КоАП РФ, в зависемости от совершенного правонарушения;
- За каждое правонарушение должен составляться только один протокол. Данное правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому за одно и то же правонарушение нельзя нести административную ответственность дважды;
- Протокол должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он может не составляться (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- Если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ);
- Когда физическому лицу за совершение правонарушения назначается наказание (предупреждение или штраф) на месте совершения правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ);
- Когда выявлено нарушение с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения, которое предусмотрено КоАП РФ, или в области благоустройства территории, которое установлено законом субъекта РФ;
- За нарушение в области применения ККТ (за ее неприменение, применение техники, не соответствующей установленным требованиям, невыдачу кассового чека).
Требования к содержанию протокола
Протокол должен содержать следующие обязательные сведения:
- дата и место его составления;
- фамилия и инициалы ответственного лица, составившего протокол, и его должность;
- сведения о правонарушителе;
- Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- реквизиты статьи КОАП РФ или закона субъекта РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение;
- объяснение физического лица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело.
Сведения о правонарушении в протоколе должны быть конкретизированы. Все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, должны быть выявлены и отражены в протоколе.
Дополнительные сведения:
- сведения, которые необходимые для разрешения дела;
- сведения о разъяснении нарушителю и иным лицам, участвующим в деле их прав и обязанностей;
- подписи уполномоченного должностного лица, составившего протокол, и правонарушителя;
- замечания лица, которое привлекли к ответственности, по содержанию протокола, если таковые у него имеются.
Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными. Признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным можно при наличии в нем существенных недостатков.
Требования к сроку составления протокола
Протокол об административном правонарушении составляется в следующие сроки:
- сразу после выявления административного правонарушения;
- в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела или данных о правонарушителе;
- по окончании административного расследования, в случае его проведения. Расследование проводится в течение одного месяца, в исключительных случаях может быть продлено/
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола.
Единая форма протокола об административном правонарушении не утверждена. Органы исполнительной власти для работы разрабатывают собственные формы.