Инвентаризационная опись нематериальных активов. Форма ИНВ-1а
Нематериальные активы не менее важны для учета, чем основные средства, однако, ввиду их неосязаемости, опись производится несколько иначе. Отличие проявляется и в составе комиссии, производящей такую инвентаризацию: если заниматься учетом основных средств может практически любой рабочий, то опись нематериальных активов проводят бухгалтера, экономисты и юристы предприятия, прошедшие соответствующую подготовку.
Что проверяют при инвентаризации нематериальных активов?
- Наличие подтверждающих документов касательно прав организации на применение тех или иных активов.
- Корректность и своевременность отражения активов в бухгалтерском балансе;
- Наличие неиспользуемых активов, которые указаны в балансе;
- Наличие фактически используемых активов, но не отраженных в балансе.
Опись по форме ИНВ-1а нужно составлять в двух экземплярах с обязательным подписанием у членов комиссии и того лица, которое отвечает за сохранность подтверждающих документов. Это же лицо оставляет один экземпляр формы себе, второй передают в бухгалтерию.
В целом, форма сходна с аналогичной для учета основных средств, в ее заголовочной части также берется расписка о сдаче таких активов в бухгалтерию, их соответствующем оприходовании либо списании в расход. В описи указывают наименование того или иного актива и его местонахождение.
Объектами описи бывают компьютерные программы, базы данных (при условии их применения год и более), всевозможные патенты и авторские права, договора уступки прав (все эти документы тщательно проверяются комиссией во избежание несоответствий документов или окончания срока их действия).