Инвентаризационная опись основных средств. Форма ИНВ-1
После проведения инвентаризации основных средств, ее данные оформляются соответствующей формой. Описи подлежит хозяйственный инвентарь, вычислительная техника, производственный инвентарь и, само собой, здания и транспортные средства.
Для составления описи создают специальную группу, ее члены подписывают готовый документ в двух экземплярах, один передают для работы в бухгалтерию, а другой хранят материально ответственные лица. Исключение составляют арендные основные средства – на них нужно составить три таких экземпляра.
Перед проведением описи все члены комиссии дают расписку о сдаче документов на ценности в бухгалтерию, их соответствующем оприходовании либо списании в расход. Текст расписки вместе с подписями членов комиссии должен быть отображен в начале формы (заголовочная часть).
После инвентаризации составляются протоколы рабочих комиссий по инвентаризации (в том числе и на остальные данные описей, к примеру, нематериальных активов или драгметаллов). Протоколами согласовывают результаты инвентаризации, а ответственное лицо составляет ведомость учета результатов (ее форма – ИНВ 26, утверждена постановлением Госкомстата №88 в 1998 году).
Инвентаризация иногда ведется с нарушением принятого порядка – в этом случае протокол рабочей комиссии может быть отклонен, а комиссии поручают принять ряд инвентаризационных мер, в том числе распределить расхождения фактического наличия средств с учетными данными. Излишки при этом распределяют на финансовые результаты, а недостачу списывают на виновных лиц.