Характеристика ученика
Характеристика ученика – это документ, который составляется на учащегося или группу учащихся школы с целью оценки его (их) индивидуальных и психологических особенностей. Составление такого рода характеристики, в большинстве случаев, осуществляется для установления взаимоотношений между учениками и новым учителем.
Универсальной формы бланка характеристики не существует, однако есть определенные требования, которых следует придерживаться, составляя документ:
- отображение индивидуально-психологических качеств ученика, которые он проявляет в процессе обучения и взаимодействия с окружающими;
- распределение группы учеников на подгруппы, согласно определенным, преобладающим у них, особенностям;
- составление характеристики ученика согласно общепринятым правилам оформления такого рода документов (характеристики студента, например);
- предоставление новому учителю возможности доступно оценить изложенную информацию. Документ должен быть составлен так, чтобы учитель, ранее не знакомый с учениками, мог легко прочитать и проанализировать текст;
- сам процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
Соблюдение данных требований дает возможность лицу, составляющему характеристику, создать объективную «психолого-педагогическую карту ученика». Карта составляется периодически, по окончанию определенного этапа обучения, а именно:
- после 3 класса карта составляется учителем начальной школы, для учителя средних классов;
- по окончании 8 класса – в период выбора учениками профилирующего направления (ПТУ, техникума);
- после 10 класса – составляется с целью оценки профессиональных навыков и индивидуальных способностей ученика.
Данная карта представляет собой шкалы, отображающие уровни определенных качеств учащегося. Карта создается с целью минимизировать риски возникновения конфликтов между учениками и новым преподавателем.