Бизнес-план - разработка и составление

Планирование бизнеса является одной из основных составляющих его успешного функционирования. Именно поэтому в процессе создания бизнеса, освоения его новых направлений, оценки целесообразности инвестирования возникает необходимость в наличии такого документа как бизнес-план. Он дает возможность максимально детально проработать уже сформулированную бизнес идею, привлечь возможных инвесторов, помогает грамотно принимать управленческие решения.

При разработке бизнес-плана тщательно анализируются организационные, производственные, маркетинговые, а также инвестиционные и финансовые аспекты деятельности предприятия. Это необходимо, в первую очередь, для получения финансирования. Обычно, банки, инвестиционные и лизинговые компании требуют бизнес-план развернутой или средней степени проработки. Даже финансирование, полученное от акционеров компании, предполагает наличие хотя бы технико-экономического обоснования для реализации нового направления в бизнесе. Для крупных компаний и корпораций бизнес-план – это веское обоснование для принятия всех инвестиционных решений. Ведь именно в этом документе содержится полноценное маркетинговое исследование работы предприятия, а финансовые расчеты могут служить своего рода инструментом контроля над выполнением планов. Помимо всего вышеперечисленного бизнес-план нужен для предоставления партнерам по бизнесу, в качестве доказательства его доходности, и в государственные органы для получения дополнительных льгот или иных форм поддержки.

Разработка бизнес-плана занимает довольно продолжительное время, так как все этапы работы, по составлению определенных частей этого документа, требуют постоянного согласования между собой. Чтобы справиться с такой комплексной задачей необходимо несколько квалифицированных специалистов: руководитель проекта – выбирает правильную стратегию разработки бизнес-плана; маркетолог – осуществляет разработки в сфере исследования рынка; инженер-экономист – разрабатывает финансовую модель этого документа. Итогом работы специалистов является составление бизнес плана, который в полном, развернутом виде включает в себя следующие документы: непосредственно бизнес- план или технико-экономическое обоснование – сводный итоговый документ. Финансовая модель – полный, развернутый расчет всех экономических показателей за определенный период времени. Отчеты о маркетинговых исследованиях рынка сбыта, обзор цен производителей и потребителей, базы данных потенциальных дилеров, дистрибьюторов и потребителей, подробные данные о возможных конкурентах. Существует возможность составления менее детализированных бизнес-планов, где некоторые документы отсутствуют или имеют более упрощенный вид, а также типовых, по определенной отрасли, имеющих усредненные показатели.

В зависимости от задач, которые преследует то или иное предприятие, бизнес-план может содержать дополнительные разделы. Финансовый план, включающий несколько вариантов расчетного периода – 3, 5, 7 и 10 лет; анализ стоимости строительства промышленного производства предприятия, а также технологического оборудования в зависимости от производственных характеристик; расчеты показателей эффективности бизнеса – рентабельность, срок окупаемости, прибыль; анализ актуальности проекта с учетом изменения налогового и правового окружения, конъюнктуры рынка и отдельных экономических показателей бизнеса.

Как правило, разработка и составление бизнес-плана может осуществляться в двух направлениях. В случае, когда специалисты имеют в наличии исчерпывающую информацию о продукте, потребителях, рынке, способах ценообразования и будущих расходах, работа по созданию данного документа минимальна – заполнение необходимых форм и написание пояснительной записки. Когда же существует лишь намерение основать бизнес или развить его в определенном направлении, необходима более тщательная, кропотливая работа по определению исходных данных и их систематизации. В реальности, на этапе разработки бизнес-плана, ситуация относительно наличия исходных данных бывает двоякой – какие-то данные уже имеются, а какие-то необходимо собрать и проанализировать. Именно от этих обстоятельств зависит продолжительность создания бизнес-плана и, соответственно, его стоимость.